Лидеры и ведомые
Дети могут быть как лидерами, так и ведомыми. Большинство родителей желает, чтобы их ребенок занимал лидирующие позиции среди сверстников, особенно отцы мальчиков, гордящиеся тем, что их сын растет «настоящим мужчиной». Однако не все обладают лидерскими качествами от рождения. Это может быть даже к лучшему, ведь общество, состоящее исключительно из лидеров, может столкнуться с конфликтами. Так стоит ли переживать, если ваш ребенок является ведомым?
Поводов для печали нет. Вы не огорчаетесь из-за того, что ваш ребенок родился зимой, а не летом? Так и «ведомость» следует воспринимать как данность. Существует множество профессий, где лидерские качества не обязательны, например, в творческих специальностях. Зачем писателю, художнику, актеру или журналисту быть лидером? Карьерный рост возможен и без ярко выраженных лидерских качеств: их отсутствие может компенсироваться высоким уровнем профессионализма, амбициозностью, стремлением к успеху, инициативностью и умением устанавливать полезные связи. Однако, если ваш ребенок проявляет бесхарактерность, это уже другая история, и именно это качество может привести к серьезным проблемам. Задача родителей — влиять на личность ребенка, чтобы искоренить это негативное свойство.
Врачи подчеркивают, что влияние на личность ребенка формируется в первую очередь через взаимодействие с окружающими. Семейная среда, отношения с родителями и сверстниками играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта и социальных навыков. Позитивное общение и поддержка способствуют формированию уверенности в себе и способности к эмпатии. В то же время, негативные факторы, такие как конфликтные ситуации в семье или буллинг в школе, могут привести к развитию низкой самооценки и проблемам с адаптацией. Специалисты рекомендуют родителям активно участвовать в жизни ребенка, создавая атмосферу доверия и открытости, что поможет ему развиваться гармонично и уверенно.
Удобный ребенок
Вспомним слова мамы Алены: «тихая, послушная, домашняя девочка», «не конфликтовала». Она, похоже, сожалеет о том, что раньше дочерью было легко управлять. Теперь Алена пытается проявить индивидуальность и избавиться от родительского влияния. Однако, не обладая достаточной самостоятельностью и навыками принятия решений, она, отказавшись подчиняться маме, начинает подчиняться подругам. Если ей повезет и она не попадет в плохую компанию, в будущем она будет подчиняться мужу, начальнику и другим авторитетам.
Таким образом, то, чему мама радовалась, должно было вызывать тревогу.
Если вы привыкли принимать решения за ребенка, если на каждое его «Я сам» отвечали: «Ты не можешь», если выбирали для него друзей и утверждали, что вам виднее, как ему поступить, не удивляйтесь, если он, перестав подчиняться вам, начнет подчиняться кому-то другому. Хотелось бы надеяться, что этот другой не научит его плохому. А что, если все же научит?
Фактор влияния | Положительное влияние на личность | Отрицательное влияние на личность |
---|---|---|
Семья | Развитие чувства безопасности, любви, доверия; формирование моральных ценностей, самостоятельности; поддержка индивидуальности | Эмоциональное насилие, пренебрежение, негативные модели поведения, завышенные/заниженные ожидания, конфликты |
Друзья | Развитие социальных навыков, уверенности в себе, толерантности; расширение кругозора, взаимная поддержка | Негативное влияние сверстников, давление со стороны группы, формирование вредных привычек, изоляция |
Образование | Развитие интеллекта, критического мышления, творческих способностей; формирование целеустремленности, самодисциплины | Стресс, негативное отношение к учебе, буллинг, недостаток индивидуального подхода |
СМИ и Интернет | Доступ к информации, развитие коммуникативных навыков, возможность самообразования | Зависимость от гаджетов, формирование искаженного восприятия реальности, кибербуллинг, доступ к неподходящему контенту |
Общество | Формирование гражданской позиции, толерантности, социальной ответственности | Дискриминация, предрассудки, социальное неравенство, давление стереотипов |
Разрешайте детям ошибаться
Что предпринять? Ответ — воспитывать независимую личность. Пусть ваш ребенок не станет лидером или не достигнет карьерных высот, главное — чтобы у него была своя точка зрения и умение ее отстаивать. Если вы родитель дошкольника, сейчас самое время начать этот процесс. Вот несколько принципов, которые стоит соблюдать, даже если соблазн их игнорировать велик.
Во-первых, не предлагайте готовые решения. Создавайте ситуации, в которых ребенку придется принимать решения. Позвольте ему выбирать, какую кашу поесть, какую одежду надеть или куда пойти гулять.
Во-вторых, не подавляйте инициативу. Вам может быть хочется быстрее закончить мытье посуды, но остановитесь. Не говорите: «Не надо, лучше поиграй». Наберитесь терпения и дождитесь, пока он сам все помоет. Позже вы сможете привести в порядок и посуду, и пол. Признаем, не все находят на это силы, но те, кто находит, часто получают вознаграждение.
Учите его отстаивать свою точку зрения. Делайте это, показывая личный пример. Не запрещайте просто так — объясняйте свои запреты: «Я не разрешаю, потому что…». Психологи рекомендуют играть с дошкольниками или младшими школьниками в игру «Хитроумный спорщик». Ведущий выдвигает утверждение, например: «Ссориться плохо, потому что…», а остальные участники должны его обосновать. Утверждения должны соответствовать возрасту игроков.
Влияние на личность ребенка — это тема, которая вызывает множество обсуждений среди родителей, педагогов и психологов. Многие считают, что ранние годы жизни являются решающими для формирования характера и поведения. Важным аспектом является окружение: семья, друзья, школа и даже медиа. Например, положительное взаимодействие с родителями способствует развитию уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. В то же время, негативные переживания могут оставить глубокий след, вызывая страхи и неуверенность.
Также значительную роль играют социальные нормы и культурные традиции, которые формируют представления о том, что считается приемлемым или неприемлемым. Некоторые эксперты подчеркивают важность игры и творчества в развитии личности, так как они способствуют развитию креативности и критического мышления. В конечном итоге, каждый ребенок уникален, и его личность формируется под воздействием множества факторов, что делает этот процесс сложным и многогранным.
Работа над ошибками
Что делать маме Алены и другим родителям, заметившим, что их дети поддаются влиянию сомнительных сверстников?
Сначала о том, чего следует избегать.
Не запрещайте подростку общаться с теми, кто вам не нравится — это вызовет обратный эффект. Не высказывайте негативные мнения о таких людях; это лишь подтолкнет ребенка защищать их, и в его глазах сомнительные друзья станут героями.
Теперь о том, что можно сделать.
Познакомьтесь с этими друзьями. Пригласите их к себе домой, чтобы общение происходило в вашей среде.
Чаще общайтесь с ребенком, гуляйте и путешествуйте вместе. Станьте для него другом и доверенным лицом. Это потребует времени, но терпение и настойчивость помогут вам занять важное место в его жизни и постепенно вытеснить «плохих друзей».
Работайте над его самооценкой. Хвалите за даже незначительные достижения, избегайте унижений и не акцентируйте внимание на недостатках. Уверенность в себе снизит вероятность поддаваться манипуляциям со стороны лидеров.
Научите ребенка говорить «нет». Это умение пригодится в жизни. Объясните, что идти против своих убеждений стоит лишь в редких случаях. В большинстве ситуаций нельзя позволять манипулировать собой.
И задумайтесь — не стоит ли изменить что-то в себе? Русский педагог Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность». В этом есть своя правда.
Вопрос-ответ
Какие три сферы влияют на личность ребенка?
Адаптивность: насколько легко ребёнок приспосабливается к изменениям или новой ситуации и насколько хорошо он может корректировать свою реакцию. Интенсивность: уровень энергии, с которым ребёнок реагирует на ситуацию, будь то позитивную или негативную. Настроение: насколько позитивными или негативными обычно бывают слова и поведение ребёнка.
Как родители влияют на формирование личности ребенка?
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.
Какое влияние оказывает семья на формирование личности?
Семья является первым и важнейшим окружением, в котором формируется личность человека. Взаимодействие с родителями и близкими членами семьи оказывает глубокое влияние на развитие его эмоциональных, социальных и когнитивных навыков, а также формирует его ценности и жизненные установки.
Советы
СОВЕТ №1
Обеспечьте ребенку стабильную и поддерживающую среду. Дети лучше развиваются в атмосфере любви и безопасности, где они могут свободно выражать свои чувства и мысли. Постарайтесь создать дома обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
СОВЕТ №2
Слушайте и учитывайте мнение ребенка. Уважение к его мнению и чувствам способствует формированию уверенной и самостоятельной личности. Задавайте вопросы, интересуйтесь его мнением по различным вопросам и активно участвуйте в обсуждениях.