Насильно мил не будешь? Левша или правша?
Переучивание ребенка из левши в правшу требует значительных усилий и часто приводит к негативным последствиям. Большинство детей сталкиваются с эмоциональными проблемами: они становятся раздражительными, капризными и плаксивыми. У них могут возникать нарушения сна и аппетита, а также неврологические расстройства, такие как заикание, ночное недержание мочи, кожные заболевания и неврозы.
При обучении письму левши, пишущие правой рукой, значительно отстают от сверстников и испытывают физические трудности. Они жалуются на усталость в руке, головные боли и повышенную утомляемость. Часто им приходится многократно проговаривать слова, что затрудняет процесс. В начальной школе такие дети вряд ли получат высокие оценки за «чистописание». Исследования показывают, что переученные левши делают много ошибок при письме правой рукой, но если им предоставить возможность вернуться к левой, количество ошибок значительно уменьшается.
Со временем последствия переучивания становятся менее выраженными, но полностью не исчезают. В стрессовой ситуации переученный левша может инстинктивно обратиться к левой руке, которая может оказаться недостаточно подготовленной. Поэтому стоит задуматься о том, левша или правша ваш ребенок по своей природе, прежде чем принимать решение о переучивании.
Врачи подчеркивают, что праворукость и леворукость — это естественные вариации в развитии человека, которые определяются как генетическими, так и нейробиологическими факторами. Родителям важно понимать, что предпочтение одной руки не является отклонением и не требует коррекции. Специалисты рекомендуют наблюдать за тем, как ребенок использует обе руки в повседневной деятельности, и не навязывать ему выбор. Поддержка и принятие индивидуальности ребенка помогут ему развиваться гармонично. Важно также учитывать, что леворукие дети могут сталкиваться с трудностями в обществе, где преобладает праворукость, поэтому родителям стоит быть внимательными и готовыми оказать помощь в адаптации.
Бороться или не бороться?
Активная борьба с леворукостью может негативно сказаться на здоровье ребенка. Это не значит, что следует полностью отказаться от развития правой руки. В обществе, ориентированном на праворуких, леворукие часто теряют привлекательные вакансии из-за недостатка навыков работы с техникой и специализированным оборудованием. Насильственное переучивание ребенка — неправильный подход. Если он не хочет переучиваться, не стоит на этом настаивать. Лучше изменить цель с «переучить на праворукого» на «максимально развить способности второй руки».
Мы постепенно становимся «равнорукими», так как при работе за компьютером активно используются обе руки. Поэтому не имеет смысла задавать вопрос, какие буквы печатаются легче: «р-н-о-л-ш-д» под контролем правой руки или «ы-у-ы-м-ч-ц-и» — левой.
Признак | Леворукость | Праворукость |
---|---|---|
Процент населения | Около 10% | Около 90% |
Генетика | Наследственность играет роль, но не является единственным фактором | Наследственность играет роль, но не является единственным фактором |
Развитие мозга | Часто наблюдается доминирование правого полушария | Часто наблюдается доминирование левого полушария |
Навыки | Может проявляться в превосходстве в пространственном мышлении, творчестве, музыке | Может проявляться в превосходстве в логическом мышлении, математике, языке |
Возможные трудности | Трудности с использованием инструментов и приспособлений, предназначенных для правшей | В целом, меньше трудностей в повседневной жизни |
Рекомендации родителям | Обеспечить доступ к леворуким принадлежностям, не переучивать, поддерживать и поощрять | Создать комфортную среду для развития навыков |
Мифы | Леворукость связана с низким интеллектом (ложь) | Праворукость – признак превосходства (ложь) |
Важно помнить | Леворукость – это вариант нормы, не требующий коррекции | Не существует “лучшего” варианта – право- или леворукость – это индивидуальные особенности |
Сила или слабость второй руки?
В психологии неактивная рука может эффективно снимать напряжение и решать личные проблемы. Правшам рекомендуется в стрессовых ситуациях записывать мысли левой рукой и избавляться от написанного, что помогает облегчить внутреннее напряжение. Также полезны рисунки, выполненные другой рукой. Этот метод можно применять и в воспитании детей, пишущих левой рукой.
Праворукость и леворукость — это не просто привычка, а важные аспекты развития ребенка. Многие родители задаются вопросом, как правильно поддержать своего малыша в этом процессе. Исследования показывают, что около 10% населения является леворукими, и это не является отклонением, а нормальным вариантом вариативности. Важно понимать, что предпочтение одной руки над другой формируется на ранних этапах жизни и связано с работой мозга.
Родителям стоит помнить, что принуждение ребенка использовать “правую” руку, если он левша, может привести к стрессу и снижению самооценки. Лучше всего создать комфортные условия для развития, предоставляя ребенку возможность выбирать, какой рукой ему удобнее. Также стоит обратить внимание на то, что леворукие дети могут сталкиваться с определенными трудностями в мире, ориентированном на правшей, поэтому поддержка и понимание со стороны родителей крайне важны.
Делать вместе
Когда родители обучают ребенка иностранному языку, они могут договориться, что «завтра говорим только на английском». Этот подход можно применить и к тренировке навыков работы правой и левой рукой: «Сегодня все делаем левой, а завтра — правой». Полезно организовывать соревнования во время занятий. Например, предложите левше нарисовать что-то правой рукой, а сами выполните задание левой, чтобы сравнить результаты. Это поможет ребенку не пугаться, если что-то не получается правой рукой, ведь у вас тоже могут возникнуть трудности с левой.
К таким конкурсам можно добавить задания: «Кто быстрее съест суп другой рукой», «Кто быстрее наберет номер другой рукой», «Кто быстрее вымоет посуду другой рукой» и так далее. Эти регулярные тренировки помогут преодолеть психологический барьер и развить силу второй руки. У мудрых родителей, которые без принуждения решают вопрос о леворукости, дети вырастают всесторонне развитыми, способными использовать как правую, так и левую руку. Они могут предпочитать левую, но при необходимости легко воспользуются и правой, как не сможет сделать ни один правша.
Консультация нужна
У детей 3-5 лет часто наблюдаются периоды, когда они используют обе руки для игр и рисования. Родителям стоит ненавязчиво поощрять использование правой руки. Если леворукость выражена явно, необходимо обратиться к детскому невропатологу для исключения расстройства центральной нервной системы, где леворукость может быть признаком. Убедившись в нормальном состоянии ребенка, решение о дальнейшем подходе к выбору руки остается за родителями: можно запастись терпением или рассмотреть другие варианты.
Вопрос-ответ
Какой родитель определяет леворукость?
Пренатальная среда и культурные влияния могут играть свою роль. Как и многие сложные признаки, леворукость наследуется не по простой схеме. Дети левшей чаще оказываются леворукими, чем дети правшей.
Кто умнее, правша или левша?
В работе, опубликованном в журнале Neuroscience and Behavioral Reviews, ученые проанализировали 18 других исследований, которые включали данные более чем 20 400 человек. Специалисты выяснили, что у правшей, в среднем, незначительно более высокий IQ, чем у левшей.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на предпочтения вашего ребенка. Наблюдайте, какой рукой он чаще выполняет повседневные задачи, такие как рисование, еда или игра с игрушками. Это поможет вам понять, правша он или левша, и поддержать его в развитии.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную среду для обучения. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка удобно организовано для его доминирующей руки. Например, леворуким детям могут понадобиться специальные инструменты и принадлежности, чтобы избежать дискомфорта при письме или рисовании.
СОВЕТ №3
Не заставляйте ребенка менять руку. Если ваш ребенок левша, не пытайтесь переучить его на правую руку, так как это может вызвать стресс и негативно сказаться на его самооценке. Поддерживайте его индивидуальность и помогайте развивать навыки, соответствующие его естественным предпочтениям.
СОВЕТ №4
Обсуждайте праворукость и леворукость с ребенком. Объясните, что обе руки имеют свои преимущества и что важно принимать и гордиться своей уникальностью. Это поможет вашему ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно в своем выборе.