Кто они, «хики»?
В японском языке термин «хикикомори» переводится как «отстраняться, уединяться». Он описывает состояние, когда человек полностью отказывается от социальных контактов. В Японии около 700 тысяч таких добровольных отшельников среди трудоспособного населения. Хики (сокращение) проводят время за телевизором, компьютерными играми, чтением или наблюдением за улицей, покидая укрытие только для удовлетворения естественных нужд и душа. Обычно они активны ночью, а днем спят. Чаще всего такие люди живут на средства родителей или получают пособие по безработице.
Родители хики жалуются на странное, замкнутое поведение своих детей (в основном, мальчиков), отсутствие амбиций и полный отказ от общения. Изначально многие воспринимали это как подростковую лень или трудный возраст. Однако, когда изоляция затягивалась более месяца, родители начали обращаться за медицинской помощью. Первые случаи хикикомори среди подростков были зарегистрированы в 1970-х годах, задолго до распространения интернета. Хотя добровольный отказ от общения не является однозначной психической болезнью, такая модель поведения может привести к серьезным последствиям, вплоть до суицида. Некоторые хики называют себя «обществом самоубийц», рассматривая свое существование как затянутое самоубийство, так как рано или поздно они останутся одни с реальностью, не имея образования и необходимых навыков для работы.
В Японии образ жизни хики стал настолько распространенным, что были предприняты меры на государственном уровне для борьбы с ним. Лечение отшельничества и отсутствия социальных стремлений осуществляется в специализированных клиниках. К сожалению, подобный образ жизни начинает распространяться и в других странах, включая Россию.
Врачи отмечают, что профилактика хикикомори требует комплексного подхода. Важно создать благоприятную атмосферу в семье, где ребенок чувствует поддержку и понимание. Специалисты советуют поощрять активное участие подростка в общественной жизни, включая занятия спортом и хобби, что способствует развитию социальных навыков. Регулярные семейные мероприятия и общение с ровесниками помогают избежать изоляции. Врачи также подчеркивают значимость контроля за временем, проведенным за гаджетами, и рекомендуют устанавливать четкие границы. Наконец, открытое обсуждение эмоций и проблем с детьми может предотвратить углубление в виртуальный мир, способствуя формированию здоровых отношений с окружающими.
Путь к «хики»
Статистические исследования показывают, что средний возраст хикикомори составляет 32 года, и этот показатель растет: 5–7 лет назад он был ниже. Причины затворничества разнообразны — от личных трагедий и стрессов до социальной изоляции, когда подростка не принимают в обществе, подвергая насмешкам.
Подростки чаще всего становятся хикикомори из-за проблем в учебе и сложных отношений с родителями, которые требуют выполнения социальных норм, с которыми они не справляются. Известны случаи, когда самоизоляция была вызвана давлением родителей, навязывающих выбор профессии.
Работа психологов по выявлению причин хикикомори позволяет сделать выводы. Важную роль играют эгоизм и неспособность принимать собственные решения. Часто выбор за детьми делают родители или интернет-собеседники. Хикикомори стремятся уйти от реальности в мир фантазий, создавая вымышленных персонажей, с которыми ведут «жизнь»: делятся новостями и обсуждают события в мире аниме.
Появление хикикомори также связано с особенностями японского менталитета и строгими социальными стандартами, акцентирующими внимание на соблюдении традиционных моральных норм. Интересна «история болезни» первого известного подростка-хики. После того как он закрылся в комнате, его мать трижды в день оставляла еду под дверью, а после нескольких неудачных попыток поговорить просто оставила все на самотек. Даже после того, как эта история стала известна, родители запретили упоминать имя подростка в СМИ, опасаясь осуждения. Хикикомори воспринимаются как специфический японский феномен, связанный с концепцией «амаэ» — глубокой привязанности к близким, особенно матери к сыну.
Фактор риска развития хикикомори | Превентивные меры | Положительный результат |
---|---|---|
Изоляция и ограниченное социальное взаимодействие | Поощрение участия в групповых мероприятиях (кружки, спорт, волонтерство), организация встреч с друзьями и семьей, посещение общественных мест. | Развитие социальных навыков, укрепление социальных связей, снижение чувства одиночества. |
Травля, буллинг, негативный опыт в школе или университете | Создание безопасной и поддерживающей среды, помощь в разрешении конфликтов, профессиональная психологическая поддержка. | Повышение самооценки, уверенности в себе, снижение тревожности и депрессии. |
Высокие ожидания родителей и давление со стороны семьи | Установление реалистичных целей и ожиданий, поддержка индивидуальности и интересов ребенка, открытое и доверительное общение. | Снижение стресса, повышение мотивации к самореализации, укрепление семейных отношений. |
Трудности в обучении и академическая неуспеваемость | Предоставление необходимой помощи в учебе, поиск индивидуального подхода к обучению, развитие сильных сторон и интересов. | Повышение успеваемости, уверенность в своих способностях, положительный опыт обучения. |
Депрессия, тревожные расстройства, другие психические заболевания | Своевременная диагностика и лечение психических заболеваний, психотерапия, медикаментозная терапия (при необходимости). | Улучшение психического здоровья, снижение симптомов депрессии и тревоги, повышение качества жизни. |
Отсутствие интересов и хобби | Поиск и развитие увлечений, поощрение творческой активности, участие в различных кружках и секциях. | Повышение самооценки, развитие личностных качеств, удовлетворение от жизни. |
Проблемы с самооценкой и низкая уверенность в себе | Развитие позитивного мышления, постановка достижимых целей, поощрение успехов и достижений. | Повышение самооценки, уверенность в себе, улучшение настроения. |
Мода на «хики» — будьте бдительны!
С момента появления концепции добровольного затворничества в Интернете она стала трендом. В западных странах с устойчивой экономикой, таких как Швейцария, Норвегия, Дания и Исландия, число отшельников растет. Этот феномен стал интернет-мемом, быстро распространяющимся среди пользователей. В России мода на хики приобрела комический оттенок, и это «звание» охотно присвоили себе многие замкнутые и зависимые от интернета подростки.
Организация реальных встреч хики противоречит самой сути этого направления — полной изоляции. Существуют свои хикикомори в более широком смысле, но их часто сравнивают с Обломовым — героем романа И. Гончарова, который предпочитал мечтать и есть, лежа на диване, вместо того чтобы действовать для реализации своих желаний. Современные «обломовы» также проводят много времени в сети, как и японские отшельники, но экономическая ситуация в стране не способствует затворническому образу жизни, так как среднестатистические родители не могут бесконечно обеспечивать своих взрослых детей.
В последние годы проблема хикикомори стала актуальной для многих семей. Люди делятся своими переживаниями и советами о том, как предотвратить изоляцию детей. Многие родители отмечают важность создания комфортной и поддерживающей атмосферы в доме. Они советуют активно вовлекать подростков в различные занятия: спорт, хобби, общение с друзьями. Некоторые эксперты подчеркивают значение открытого диалога, где ребенок может свободно делиться своими переживаниями и страхами. Также звучат рекомендации о том, чтобы ограничить время, проведенное за компьютером или в социальных сетях, заменяя его на совместные прогулки и семейные мероприятия. Важно помнить, что внимание и забота родителей могут сыграть ключевую роль в формировании здоровой социальной активности у детей.
Можно ли помочь хикикомори?
Родители, обеспокоенные поведением подростков, обращаются за помощью к психиатрам, надеясь на поддержку. Однако желание родителей быстрее «отпустить» ребенка в самостоятельную жизнь недостаточно.
Помощь возможна только при наличии желания самого подростка. Важно различать хики и детей с психическими расстройствами, такими как социофобия, аутизм или хроническая депрессия. Применение физической силы не решает проблему — «ремнем» подростка не заставишь выйти из дома. Необходимо заинтересовать его. В Японии созданы клубы для тех, кто долго находился в изоляции. Общение с другими людьми в реальной жизни — первый шаг к восстановлению.
Японский опыт подтверждает, что проблема хики решаема, и многие подростки быстро возвращаются в общество. Однако есть и негативный опыт: некоторые хики стали социофобами, начали нападать на людей и продолжили изоляцию. Некоторые даже решили покончить с собой. Важно предотвратить распространение японской «заразы» среди молодежи, страдающей от алкоголя, никотина, наркотиков, ожирения и игровой зависимости. Универсального решения не существует — каждая семья создает свое счастье из «того, что есть».
Вопрос-ответ
Как избежать хикикомори?
Снижение академической нагрузки: Академическая нагрузка — распространённый фактор, способствующий развитию хикикомори. Педагоги и родители могут помочь предотвратить хикикомори, снижая академическую нагрузку на учащихся и способствуя здоровому балансу между работой и личной жизнью.
Почему становятся хикикомори?
Биологические маркеры. Если с социальными и культурными причинами хикикомори все ясно, то биологические причины их появления недостаточно исследованы. Этот образ жизни может быть связан с социальным тревожным расстройством, некоторыми расстройствами личности, шизофренией, депрессией, фобиями и аутизмом.
Почему я стал хикикомори?
Социальное и родительское давление, отвержение, неудачи и травля считаются одними из причин, по которым человек становится хикикомори. Эксперты всё чаще рассматривают это состояние как сочетание проблем с психическим здоровьем и влияния общества.
Можно ли вылечить хикикомори?
Как вы, возможно, уже заметили, хикикомори характеризуется страхом и тревогой, связанными с социальным взаимодействием, из-за чего мысль о восстановлении связи может казаться пугающей. Однако есть и хорошие новости: восстановление возможно. При правильном подходе человек может медленно, но верно предпринять шаги к реинтеграции в общество.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте регулярный распорядок дня. Установите четкие временные рамки для учебы, работы и отдыха. Это поможет вашему ребенку развить привычку к активности и избежать изоляции.
СОВЕТ №2
Поощряйте социальные взаимодействия. Организуйте встречи с друзьями, участие в кружках или секциях. Чем больше ваш ребенок будет общаться с окружающими, тем меньше вероятность, что он станет хикикомори.
СОВЕТ №3
Обсуждайте эмоции и чувства. Создайте атмосферу доверия, чтобы ваш ребенок мог открыто говорить о своих переживаниях. Это поможет выявить проблемы на ранней стадии и предотвратить замыкание в себе.
СОВЕТ №4
Ограничьте время, проведенное за экранами. Установите правила по использованию гаджетов и поощряйте активные виды досуга, такие как спорт или творчество, чтобы сбалансировать виртуальную и реальную жизнь.