Флора…
Знакомство с деревьями лучше начинать с непосредственного контакта: предложите ребенку прикоснуться к коре. Этот опыт покажет, что ствол дуба жесткий и ребристый, клен — гладкий, а береза — «лохматая». Не удивляйтесь, если малыш отдернет руку — это новые тактильные ощущения, вызывающие настороженность.
Не стоит смеяться над ребенком или заставлять его делать то, что ему некомфортно — вскоре он поймет, что дерево не кусается. Используйте его реакцию, чтобы объяснить, зачем дереву нужна толстая кора: она защищает от холода, ветра и животных, как комбинезон защищает детей от морозов. Корни дерева уходят глубоко в землю, где оно получает воду. В коре живут жучки и червячки, прячущиеся от холода, а дятел ловит их и ест.
Рассказывая о растениях, обновите уже имеющиеся знания: дети старше трех лет знают, что времена года сменяются, летом на деревьях зеленые листья, осенью они желтеют и опадают, а зимой выпадает снег. Затем снег тает, и на деревьях появляются почки, из которых вырастают новые зеленые листья.
Некоторые неточности в описании природных явлений для малышей двух-трех лет допустимы, если вы не называете березу ольхой или снегиря белкой. Главное — не читать монотонные лекции, а заинтересовать ребенка. Рассказывайте эмоционально и ярко, вспоминайте сказки или знакомые образы, чтобы дополнить рассказ известными картинами. Знакомство с природой можно сочетать с изучением величин: дуб большой, кустик маленький, дерево толстое, травка тонкая, ветка длинная, иголка короткая и так далее.
Врачи отмечают, что лесные школы играют важную роль в развитии детей, способствуя не только физическому, но и психическому здоровью. Природа оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, снижая уровень стресса и тревожности. Исследования показывают, что занятия на свежем воздухе способствуют улучшению концентрации и памяти, что особенно важно для учебного процесса. Кроме того, активные игры на природе укрепляют иммунную систему и способствуют физическому развитию. Врачи подчеркивают, что взаимодействие с природой формирует у детей чувство ответственности и заботы о окружающей среде, что является важным аспектом воспитания. Таким образом, лесные школы могут стать эффективным инструментом в формировании здорового и гармоничного поколения.
Лесная школа привлекает внимание родителей и педагогов своей уникальной концепцией обучения, основанной на взаимодействии с природой. Многие родители отмечают, что дети становятся более уверенными и самостоятельными, проводя время на свежем воздухе. Они учатся наблюдать за окружающим миром, понимать экосистему и заботиться о природе. Педагоги подчеркивают, что занятия на улице развивают не только физические навыки, но и креативность, критическое мышление и командный дух. Дети, погруженные в природную среду, чаще проявляют интерес к науке и экологии. Кроме того, такие занятия способствуют улучшению эмоционального состояния, снижая уровень стресса и повышая общее качество жизни. В целом, лесная школа становится важным шагом к гармоничному развитию подрастающего поколения.
… и фауна
В природе все связано, поэтому невозможно обсуждать растения, не упомянув животных. К сожалению, «дикий мир» в городских парках часто ограничивается пони, белками и небольшими уголками с кроликами, но для ребенка этого достаточно.
Белочки в парке всегда рады угощению, поэтому возьмите с собой семечки. Городские птицы с удовольствием поклюют пшено или гречку, особенно если предложить угощение с руки ребенка. Если в парке есть живой уголок с кроликами, курочками или козочками, захватите что-то для них.
Следите, чтобы ребенок не трогал прутья клетки — птица может клюнуть его за пальчик, а зайчик или кролик могут поцарапать или укусить.
Если в парке есть возможность покататься на пони, возьмите несколько кусочков сахара для угощения (предварительно спросив разрешения и убедившись, что животное спокойное). Объясните ребенку, как правильно держать сахар: пальцы должны быть прижаты друг к другу и слегка согнуты вниз, чтобы ладонь была открыта и лошадка не укусила его. Если малыш не может правильно держать руку, лучше просто наблюдать. Если он боится, не заставляйте его подходить к пони — это может увеличить его страх.
Есть водоем? Отлично! Вы, скорее всего, увидите уток. Возьмите немного хлеба, и ребенок будет рад бросать им крошки. Расскажите ему, что у уточки-тёти шея и голова серого цвета, а у уточки-дяди (селезня) — зеленого. Делитесь с малышом всем, что знаете, даже если ваши знания ограничены. Уточки плавают «босиком» — видите, как они шевелят лапками? У них есть перепонки на лапках для удобства плавания. Замечательно, если, вернувшись домой, малыш захочет нарисовать тех, с кем познакомился во время прогулки!
Такое простое описание природы — настоящая научная лекция для двух-трехлетнего «студента». Знакомство детей с природой — это постепенный процесс, и главная задача родителей — положить ему начало. Дальше — «война план покажет»!
Тема занятия | Вид деятельности | Необходимые материалы/место |
---|---|---|
Определение деревьев по листьям | Игра “Найди пару”, создание гербария | Листья разных деревьев, лупы, альбомы, клей |
Жизнь насекомых | Наблюдение за насекомыми, создание мини-инсектария | Сачок, контейнеры с лупами, определитель насекомых |
Птицы леса | Наблюдение за птицами, изготовление кормушек | Бинокли, определитель птиц, материалы для кормушек (дерево, семена) |
Следы животных | Поиск и определение следов животных | Альбом, карандаши, гипс (для слепков) |
Экосистема леса | Создание модели леса в бутылке | Бутылки, почва, растения, камни, вода |
Лекарственные растения | Изучение лекарственных растений (под наблюдением взрослого) | Определитель растений, гербарий, перчатки |
Грибы леса | Изучение съедобных и ядовитых грибов (под наблюдением взрослого) | Определитель грибов, корзина |
Охрана природы | Создание плакатов о защите леса | Бумага, краски, фломастеры |
Ориентирование в лесу | Игры на ориентирование | Компас, карта местности |
Вопрос-ответ
Кто учится в лесной школе?
В «лесных школах» учились физически и умственно слабые дети, склонные к различным болезням, такими как анемия, туберкулез, патологии нервной системы. Лесные школы также принимали детей, которые из-за сложностей в семье не могли полноценно питаться и в результате очень ослабли.
Санаторно лесная школа это?
ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» – проведение лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся Учреждения; присмотр и уход за детьми, содержание детей с учётом их круглосуточного пребывания в Учреждении.
Что означает лесная школа?
Её определяют как «вдохновляющий процесс, предоставляющий детям, молодёжи и взрослым регулярные возможности для обретения и развития уверенности в себе посредством практического обучения в лесной среде». Лесная школа — это одновременно и педагогика, и физическое явление, причём их использование часто взаимозаменяемо.
Советы
СОВЕТ №1
Организуйте регулярные выезды на природу. Прогулки в лесу, парке или на берегу водоема помогут детям не только узнать больше о растительном и животном мире, но и развить любовь к природе. Постарайтесь делать такие выезды как минимум раз в месяц.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия элементы игры. Используйте игры на свежем воздухе, такие как поиск природных объектов, соревнования по сбору листьев или камней, чтобы сделать обучение более увлекательным. Это поможет детям лучше запомнить информацию и развить наблюдательность.
СОВЕТ №3
Создайте проект по изучению природы. Попросите детей выбрать интересующую их тему, например, жизнь насекомых или деревьев, и провести небольшое исследование. Это может быть как создание презентации, так и оформление стенда с найденными материалами, что поможет развить их исследовательские навыки.
СОВЕТ №4
Обсуждайте важность охраны природы. Проводите беседы о том, как важно беречь окружающую среду, и показывайте на практике, как можно помочь природе, например, собирая мусор во время прогулок. Это поможет детям осознать свою ответственность за сохранение природы.